Прогулявшись по знаменитой площади Султанахмет (Sultanahmet Maydanı) в Стамбуле мы узнали некоторые тайны связанные с достопримечательностями, расположенными в этом месте.
Теперь приглашаю совершить прогулку по Босфору. Сами турки говорят, что если вы однажды побываете на Босфоре, то на протяжении всей вашей жизни вас не будет покидать желание вернуться на набережные Босфора вновь. Этот уникальный пролив, разделяющий землю на Европу и Азию обладает особым магнетизмом и скрывает множество тайн и легенд, часть из которых я поведаю вам.
Румели Хисары (Rumeli Hisari).
Многие побывавшие в Турции любознательные туристы наверняка форсировали крутые и узкие лестницы старинной крепости, обходили башни-бойницы. История создания крепости не может оставить равнодушным никого. Массивные стены, толщина которых достигает до 3-х метров, три высоченных башни – все это было построено за рекордно быстрые сроки, менее чем за 140 дней. Румели Хисары признана одной из крупнейших в мире крепостей, военного назначения. Место для строительства было выбрано с бесподобной прозорливостью военного гения – молодого султана Мехмета II (Fatih Sultan Mehmet). Если обратиться к истории, то мы с вами узнаем, что Османы, завоевав все окружающие Константинополь земли, многие годы не могли взять приступом последний оплот Византии — столицу. За время безуспешных попыток обороны сменилось два поколения султанов и пришла в упадок военная крепость Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı), расположенная на азиатской стороне современного Стамбула, практически напротив красавицы Румели Хисары.

Султан Мехмет II Завоеватель
Когда Мехмет II унаследовал власть над османами ему было 18 лет, но будучи талантливым воеводой он составил безошибочный план захвата Константинополя. Прежде всего ему было необходимо отрезать византийцев от внешнего мира и перекрыть путь, по которому поступала помощь Константинополю. Имея в своем арсенале пришедшую в упадок Анадолу Хисары, Мехмет II приказал отреставрировать её и привести в боевую готовность. Одновременно с этим Мехмет II намеревается „перерезать“ горло Византии, перекрыв пролив Босфор. Мехмет II понимал, что если на европейском берегу Босфора, прямо напротив Анадолу Хисары, выстроить военные укрепления, то все суда, проходящие через пролив будут под контролем Османов. Имея две крепости, оснащенные пушками с двух берегов Босфора и в самом его узком месте, османы могли вести обстрел по любым судам, шедшим на подмогу последнему императору Константинополя.
Но задавался ли кто-нибудь вопросом, как умудрился Мехмет II построить военную крепость и разместить свои гарнизоны на ещё не отвоеванной у Константинополя земле? Именно с этим историческим моментом связана одна любопытная легенда .

Мехмет II отправил к императору Константину XI Палеологу (ну да, понимаю ваше любопытство по поводу фамилии автора этой заметки) послов с заманчивым, коммерческим (как мы бы сейчас это назвали), предложением. Он просил у Константина XI продать османам маленький кусочек земли около пролива, площадью не более, чем может покрыть собой шкурка барана. За это Мехмет II предлагал большое количество золота. Константин XI Палеолог, у которого была сильная нужда в деньгах для содержания армии, решил, что не будет беды от такой сделки и принял золото в обмен на крошечный участок земли в европейской части современного Стамбула.
Спустя время шпионы императора доложили Константину, что Османы строят огромную военную крепость в стратегическом – самом узком районе Босфора. Константин XI, разгневавшись посылает своих послов, пытаясь призвать к совести предводителя Османов. Послы напоминают Мехмету II, что сделка предусматривала клочок земли, который может покрыть баранья шкурка. А тут такой „беспредел“!

Тогда хитрый Осман приказал принести ему шкуру барана и своим острейшим кинжалом Мехмет II располосовал шкуру на тончайшие ремешки. Этими ремешками турки выложили весь периметр своего грандиозного строительства и получился замкнутый круг из лоскутков шкурки вокруг стен Румели Хисары. Демонстрируя это, Мехмет II ехидно обратился к послам, указав на то, что он не нарушал условия договора и „оттяпал“ себе земли ровно столько, сколько могла покрыть шкура одного барана. На эту восточную хитрость византийцам нечего было возразить. и императора ждал печальный и тревожный доклад.
Чем кончилось дело знают все. В 1453 году 29 мая Константинополь пал. Последний император сражался наравне с солдатами и был убит. Опознать его Османы смогли только по гербам, вышитым на белье Константина XI.
Город в качестве награды был отдан на трехдневное разграбление армии Османов. Население было перебито настолько, что для того, чтобы наполнить Константинополь жизнью Султан велел переселить всех жителей города Аксарай в разоренный и поруганный византийский город. Уцелела только Айа Софья и то благодаря защите султана. Он сразу понял, что свою собственную мечеть в скором времени Османам не построить, а где-то надо было молиться. Православных храм же легко было переделать под мечеть, пристроив минареты и замазав лики христианских святых. И быстро, и экономно. Вот так вкратце обстояло дело и не стоит верить в вымысел турецкого кинематографа о Мехмете II Завоевателе, который навеян политикой неоосманизма современной Турции…
Сокровища Долмабахче Сарайи (Dolmabahce Sarayi).
Ну какой древний город не имеет своей легенды о пропавших сокровищах. Стамбул, с его обширной историей не мог не обзавестись своей тайной о потерянных султанских сокровищах.

Красуется в отблесках Босфора на европейском побережье Стамбула султанский дворец – Долмабахче Сарайи (Dolmabahce Sarayi). Построен он был по указу султана Абдул-Меджида I, изданному в 1842. В то время до центра Османской империи дошла мода на всё европейское и султан начал тяготится чересчур восточным архитектурным стилем своего жилища в Топкапы. В 1853 после завершения строительства, довольный модник — султан заселился во вполне европейский дворец, который был назван Долмабахче Сарайи. Мода-модой, однако, здание гарема, располагающееся на территории нового дворца в стиле необарокко, а также высоченный забор вокруг женской территории (чтобы султанские дамы не разбежались и другим не показывались) не вполне отвечал европейским „понятиям“. Таким образом, Долмабахче Сарайи – это гремучая смесь европейского стиля с элементами традиционной турецкой архитектуры.
Абдул – Меджид I

После Абдул – Меджида I ещё два его приемника (оба приходились ему сыновьями) скоротали свою султанскую жизнь в модном европеизированном Долмабахче Сарайи. Тайна пропавших сокровищ, к которой мы постепенно подбираемся связана с султаном Абдул-Хамидом II, который также как и два предшественника, приходился родным сыном нашему моднику султану Абдул-Меджиду I. Период правления Абдул-Хамида II называют кровавым. Красный террор был направлен в большей степени на население империи. Особенно сильно доставалось не мусульманским гражданам. Султан умудрился настроить против себя все турецкое общество, при нем разрослась пышным цветом оппозиция. Огромные вложения денег в тайную полицию, в разветвленную сеть шпионов, как показало время, пользы султану не принесла. Почувствовав опасность за свою жизнь, Абдул Хамид II решает покинуть Долмабахче Сарайи, который, как внимательный читатель помнит, расположен в непосредственной близости к Босфору, и перебирается в более уединенный и безопасный дворец Йылдыз (Yıldız Sarayı). Противостояние с собственной империей и ошибки геополитики султана стали причиной того, что окрепшее оппозиционное движение младотурок захватило власть и султана с его гаремом отправили в ссылку в Салоники (Греция).
Когда власть оказалась в руках младотурок казна была пуста. Но люди знали, что во дворцах должны были остаться личные богатства султана, которые он не успел вывезти. Так как обыски в дворце Йылдыз не принесли желаемого результата, взоры младтурок обратились к Долмабахче Сарайи. В архивах были найдены чертежи проекта дворца, по которым удалось выяснить, что под замком находится целый лабиринт из ходов, а один из тоннелей ведет под Босфор. Младотурки решили, что именно в конце этого хода находится комната, где хранятся сокровища султана. Единственное, что омрачало радость от догадки, это то, что никто и никак не мог найти вход в лабиринт.
Султан Абдул Хамид II

Ну, а так как для управления рассыпающейся на кусочки османской империи нужны были деньги, то младотурки пошли на хитрость и решили завлечь султана и его гарем из ссылки обратно, пообещав неприкосновенность и частичную власть. Абдул-Хамид II на свою беду вернулся, и его поселили как пленника в Долмабахче Сарайи и следили за ним круглосуточно, надеясь, что он выдаст тайну лабиринта. Но Абдул Хамид II держался как кремень и унес тайну сокровищ с собой в мир иной.
Спустя какое –то время, благодаря случайности, турки смогли проникнуть в лабиринт, но хитроумная система защиты от чужаков сработала так, что разветвленный тоннель под Босфором был затоплен, а доступ к предполагаемой сокровищнице не смогли найти даже с помощью водолазов.
Искали богатства султана долго и неоднократно, но разгадать тайну лабиринта так и не смогли. И если у султана действительно там хранились сокровища и не всё он потратил на войну с собственным народом при помощи тайной полиции, то все это богатство и ныне запрятано под толщей воды Босфора.
Тайны Девичьей башни (Kız Kulesi).
Ещё одна легенда Стамбула связана с самым романтичным местом этого города и является наиболее популярной и любимой как местными жителями , так и туристами. Это история о Девичьей башне (Kız Kulesi). Посреди Босфора, сопротивляясь сильному течению воды, на небольшом островке стоит башня с обветренными морским ветром фасадами. Девичья башня неизменно поражает воображение впечатлительных туристов, которые охотно верят в легенду, повествующую о возлюбленной дочери некого султана, которой было предсказано умереть в день её 18 –го дня рождения от укуса змеи. Безутешный от такого предсказания отец решается перехитрить судьбу и приказывает построить башню на скалистом островке Босфора, где прячет свою ненаглядную дочурку. Девица проживает в этом сыром убежище, окруженном быстрыми водами пролива. И все было бы хорошо, но накануне фатального дня рождения дочь султана получает свою ежедневную порцию провизии с материка и в корзине с фруктами случайно оказывается коварная змея – топор в руках судьбы, говоря языком русских классиков. Финал понятен, предсказание сбылось.

Однако с девичьей башней связано ещё несколько мифов, которые менее популярны и известны. Один из этих мифов относится к древнегреческому прошлому башни.
Да-да, ведь это только согласно первой и распространённой легенде башня строится при султане. Но на самом деле первые упоминания о ней относятся к 300-400 годам до нашей эры, когда берега Босфора слышали речь древних греков. В проливе действительно был и есть скалистый островок, на котором размещалась башня, менявшая свой облик в зависимости от эпохи и назначения.
В греческий период существования, башню окутывала романтическая легенда о древнегреческом юноше по имени Леандр, который полюбил одну из жриц Афродиты – Геро. Геро в свою очередь ответила взаимностью молодому соискателю её благосклонности, нарушив при этом данную ранее клятву или обет безбрачия. Прозорливый читатель вероятно уже догадался, что местом встреч молодёжь избрала именно этот островок и башенку в проливе Босфор, так как собственно это и было местом жительства жрицы. Леандр еженощно переплывал пролив, чтобы встретиться с предметом своего обожания. Геро же в свою очередь подавала сигнал посредством факела, указывая своему поклоннику куда плыть. Но гнев языческих богов обрушился на непутевые головы. Однажды огонь погас, Леандр сбился с пути и утонул, осознав это, отступница жрица, бросившись с башни в потоки Босфора, проследовала за Леандром в царство Аида.
Есть ещё одна легенда, связанная с Девичьей башней. Мусульманский воин Баттал-гази, живший на рубеже VII и VIII веков влюбился в дочь правителя Константинополя. Причем Баттал-гази, фигурирующий в этой легенде вполне реальный персонаж.
В истории любого народа есть легендарные герои, о которых ходят предания. Что касается Анатолии (современная азиатская часть Турции), то её история особенно богата такими героями.

Баттал-Гази был одним из рьяных борцов за исламизацию Анатолии. Но Амур настиг и его. Угораздило борца за ислам полюбить Анастасию, дочь Юстиниана II правителя Константинополя (не стоит путать с Юстинианом I – незадачливым мужем Феодоры, о которой упоминалось в первой части нашего путешествия). Правитель Константинополя (годы царствования 685 — 695) спрятал свою дочь от Баттал-гази в башне на скалистом островке, что находится на Босфоре, но на то он и анатолийский герой, чтобы отыскать красавицу и сбежать вместе с ней.
Вот такой романтический ореол создала людская молва вокруг башни, которая, на самом деле, за свою многовековую жизнь использовалась как сторожевая башня, пункт сбора податей с судов, проходивших по Босфору, как карцер для приговоренных к смертной казни, как изолятор для инфицированных больных во время вспышки чумы и холеры и просто в качестве маяка.
Во время второй мировой войны в башне были размещены бочки с цианидом, которые пролежали там до конца 1980-х годов, а с 1992 года используется как место паломничества туристов. Подлинная „биография“ Девичьей башни очень прозаична, хотя в наряде из лазурной воды и в ореоле легенд, Kız Kulesi выглядит очень загадочно и романтично.
To be continued…